Пятница, 17.05.2024, 06:14

Возвращение к жизни

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Статьи А.Шувалова
Сообщения
Часы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА» ДЖОНА ЛЕННОНА

или
«ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ, ЧТО РАЯ НЕТ…»

автор - к.м.н. А.В. Шувалов

Рассмотрим психопатологический портрет английского певца и композитора Джона Леннона (1940-1980), одного из самых знаменитых музыкантов ХХ века, основателя квартета «Битлз», удостоенного трёх наград «Грэмми».

Джон рос агрессивным и язвительным юношей, бунтарём по своему характеру. Ничего не боялся, мог поднять на смех кого угодно, включая преподавателей школы. Ему были свойственны неожиданные вспышки гнева, когда разум «полностью оставлял» его и он «закатывал настоящие истерики». Можно предположить, что юноша пытался защищаться от внешнего мира своей агрессивностью, чтобы легче переносить чувство уязвимости и незащищённости. Джон рано остался сиротой. Отец «исчез» сразу после его рождения, мать нашла другого мужчину. Чтобы сын не мешал новому счастью, передала его «на воспитание» своей бездетной сестре, отличающейся эгоизмом и строгостью. Мать Джона умерла, когда ему было семнадцать лет. Согласитесь, не самые лучшие обстоятельства для нормального развития.

Джон забросил учёбу и был переведён в класс для отстающих. Тётя смогла «устроить» его без аттестата о среднем образовании в Ливерпульский художественный колледж, но на предпоследнем курсе за неуспеваемость Джона отчислили. Учёба явно не было его «коньком», потому что он постоянно что-то рисовал или сочинял стихи.

Смерть матери (Джулии) стала для Леннона тяжёлым потрясением. Позже он посвятил ей несколько песен: «Джулия», «Мама» и «Моя мама мертва». Так как Леннон был очень сильно привязан к ней и вырос в тени авторитарной тётушки, став взрослым, во всех женщинах искал ту, которая могла бы заменить мать. Этим в какой-то мере можно объяснить его уход от первой жены к властной и значительно старше его по возрасту Йоко Оно.

В 18 лет они вместе с Полом уже «вовсю писали песни», сразу договорившись, что будут подписывать их «Леннон – Маккартни». После возвращения из первой гастрольной поездки в Германию в 1960 г. Джон рассказывал, что научился не спать ночи напролёт, принимая специальные «таблетки для похудение». Вскоре переключился с той же целью на амфетамин. В августе 1962 г. женился на Синтии Пауэлл, и назвал родившегося сын Джулианом (Джулиан Леннон сейчас известный певец и композитор) в честь своей матери.

Менеджер группы Брайан Эпстайн придал участникам квартета вполне цивильный и ставший каноническим вид, но Джон продолжал оставаться «разболтаннее» всех. Являясь лидером группы, он позволял себе на сцене не самые тактичные выражения. Выступая в 1963 г. в театре Принца Уэльского в присутствии королевы-матери, крикнул в ответ на аплодисменты: «Те, кто сидят на дешёвых местах, пусть хлопают в ладоши, а остальные могут просто потрясти своими драгоценностями». Скандальное, на «грани фола» поведение позже стало вполне обычным для многих эстрадных рок-музыкантов.

В феврале 1964 г. группа «Битлз» отправилась в свой первый тур по США, где в аэропорту их уже ждала многотысячная толпа фанатов. В Америке Леннон впервые попробовал коноплю, которой угостил его Боб Дилан, культовая фигура в популярной музыке того времени. Впоследствии все участники квартета уже регулярно курили марихуану и относились к «травке» как к выпивке, которая позволяет отдохнуть и расслабиться.

Леннон проявил себя и как писатель. В 1965 г. вышла его вторая книга. Будучи большим поклонником неологизмов и «Алисы в стране чудес», Джон назвал её «A Spaniard In The Works», что обозначало непереводимую на русский язык игру слов. В России переводчик назвал её «Испалец в колесе». В этом же году «Битлз» были награждены Орденами Британской Империи. Небывалый до того случай в истории Великобритании.

Можно предположить, что гибель Леннона как композитора началась задолго до рокового выстрела. Имя этого «медленного убийцы» – героин. По словам первой жены Леннона, увлечение мужа наркотиками началось в 1965 г., когда бремя обрушившейся славы и постоянное преследование обезумевших фанаток стало казаться ему непосильным. Джон принимал героин, одновременно не отказывая себе в алкоголе.

Наркотики и непомерная слава в конечном счёте вынудили его отказаться от многих ценностей, которым он до того был верен. В 1966 г. Леннон в интервью лондонской газете заявил следующее: «Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше - рок-н-ролл или христианство. Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны». Вскоре после этого заявления он получил письмо, в котором содержалась угроза убийства. На гастролях в Мемфисе кто-то позвонил в номер «Битлз» и сообщил, что во время концерта Леннон будет убит. После этого музыканты приняли решение отказаться от публичных выступлений. Последующие 14 лет Джон жил в постоянном страхе, что его застрелят.

Печальным событием в жизни Леннона стало его употребление ЛСД. Группа начала принимать «кислоту» осенью 1966 г., и потом безуспешно пытались «завязать» с этим наркотиком. Первым из «Битлз» индийской духовной философией увлёкся Джордж Харрисон, заразив ею своих друзей. Познакомившись с Махариши Махеш Йоги, Джон Леннон пришёл в восхищение: «Это просто фантастика! Медитация поможет нам изменить жизнь!» И артисты полетели в Индию, чтобы научиться, как с помощью мантр достигать такой же сильной эйфории, какая возникает после приёма наркотика. Они верили в эффективность такой «духовной терапии», но чуда не произошло, и Леннон быстро разочаровался в этой форме психотерапии.

В течение нескольких месяцев Джон принимал ЛСД регулярно. Он был жаден до новых впечатлений, и в отличие от своих товарищей, воспринимал наркотик как путь к «просветлению» и новым творческим высотам. «В нём всегда сидела склонность к саморазрушению, и сейчас он, судя по всему, намеревался дать ей полную волю», вспоминает Синтия Леннон.

Постепенно Леннон стал отдаляться от остальных членов группы, отказался от роли лидера. После смерти Эпстайна менеджмент взял на себя Пол Маккартни. В 1967 г. «битлы» записала два своих лучших рок-альбома «всех времён и народов»: «Револьвер» и «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». Некоторые из песен имели явное отношение к наркотикам или были написаны под их воздействием. Критики подметили «наркотическую составляющую» тех композиций, автором которых являлся Леннон, но отнесли эти песни к жанру психоделического рока.

Непредсказуемые перепады настроения становились всё чаще. Марихуана делала его спокойным, кокаин – агрессивным, а после героина он впадал в депрессии, приступы которой становились всё тяжелее. Когда он вновь обратился за помощью к психотерапии, то научился использовать свою тоску для создания замечательных музыкальных произведений. Его песни в «Белом альбоме» (лето 1968 г.) были написаны уже после того, как он прекратил употреблять ЛСД, «едва не утонув в кошмарном коллаже звуков, рождённых наркотическими грёзами».

В эти же годы Леннон сочинил песни, которые признаются его лучшими произведениями: философские «Strawberry Fields Forever» и «Across The Universe», психоделические «I Am The Walrus» и «Lucy In The Sky with Diamonds», мрачную «A Day In The Life» и торжественную «All Your Need Is Love», ставшую гимном хиппи.

Параллельно внутреннему миру сильно изменился внешний облик Леннона. Он перестал одеваться в аккуратные костюмы, отрастил длинные волосы, усы и бакенбарды. Имидж дополнили знаменитые круглые очки.

Отношения между музыкантами в группе окончательно испортились. Леннона не устраивал энергичность Маккартни, а тот был недоволен его апатичностью и постоянным пребыванием в студии во время записей Йоко Оно (ещё в начале карьеры условились не приглашать в студию жён и девушек). Их творческое сотрудничество практически прекратилось: Маккартни писал коммерческие песни и романтические баллады с несложными текстами, а Леннон всё больше склонялся к року на философские темы, «кислотному року» и авангарду. Он сочинял уже не столько песни, сколько сакральные тексты рок-культуры.

В 1968 г. вышел первый альбом Джона Леннона и Йоко Оно, записанный «за одну ночь». Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. Примечательна обложка альбома, на которой была помещена фотография полностью обнажённых Леннона и Йоко Оно. В 1969 г. они выпустили два студийных альбома, которые также не содержали музыки. Леннон полностью попал под влияние авангардного направления и своей авторитарной жены.

Авангард по своей сути «шизофреничен». Психически здоровых людей, если они не простые подражатели, среди мастеров этого направления быть не может. Вот несколько примеров «художественных авангардных акций», которые с точки зрения обычного человека выглядят, безусловно, нелепыми. Так, на Рождество Джон и Йоко появились в Королевском Альберт-холле в огромном белом мешке, из которого доносилось их пение. Позже они устроили знаменитую «постельную акция за мир», которую провели под объективами кинокамер в различных отелях, раздавая десятки телеинтервью. Это типичный пример истеро-шизоидного поведения. Начав своё творчество как истерический поэт, т.е. поэт масс, Леннон превращается в элитарного поэта-шизоида.

В это время Джон экспромтом сочинил песню «Give Peace А Chance» («Дайте миру шанс»), ставшую гимном пацифистского движения, после чего журналисты назвали его одним из трёх великих людей 60-ых годов, наряду с президентом Кеннеди и Мао Цзэдуном.

Период политической активности продолжался с 1968 по 1972 гг. Бурная деятельность и «наркотические скандалы» ухудшили его психическое состояние. Помог психотерапевт Артур Янов. Сеансы американского доктора позволили ему освободить вытесненную творческую энергию: из нервного и страдающего поп-кумира он вновь превратился в серьёзного музыканта. Последним политическим альбомом Леннона был «Some Time In New York City» (1972).

Леннон умудрился «вылезти» и из политики, и из наркотической «ямы» как сказочный Колобок: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…» Но, если кто забыл, у этой сказки отнюдь не хэппи энд.

Вечером 8-го декабря 1980 г., когда Джон и Йоко входили под арку своего дома, некий Марк Чепмен, ранее в этот же день взявший у Леннона автограф, сделал пять выстрелов ему в спину. «Битломаны» давно считали, что миллионер Леннон предал их убеждения. А «голоса» в голове одного из них якобы добавили, что такое предательство может быть искуплено только смертью. Для поп-звезды нет опаснее врагов, чем фанатичные поклонники. Они не признают в своем кумире человека из плоти и крови, и чувствуют себя оскорбленными, обнаружив его слабости.

Джон Леннон был преимущественно шизоидной личностью. Ему стоило большого труда обнаруживать свои истинные чувства. Подобные откровения случались крайне редко, обычно он держал переживания в себе. Джон отличался способностью отключаться от происходящего, присутствовать и отсутствовать одновременно. Проведя в таком состоянии час или два, он садился за пианино и сочинял очередную песню.

Процесс композиции у Джона протекал непредсказуемо: идея песни могла прийти ему в голову в любое время суток. «Я уже привыкла к тому, что он может выскочить из постели, чтобы записать текст, сесть за пианино и наиграть какую-нибудь строчку… Потом следовали звонки Полу и от Пола, туда и обратно: они играли и пели друг другу в телефонную трубку очередную песню», - вспоминает Синтия Леннон.

«Когда ко мне приходит истинная музыка – музыка высших сфер, которая превосходит человеческое понимание, - это не имеет ко мне никакого отношения, потому что я являюсь просто каналом передачи. Я счастлив тем, что эта музыка пришла ко мне, и именно я могу её записать. Я – медиум. И ради таких моментов я и живу». Это уже признание самого музыканта.

Тот факт, что приём наркотиков отразился на его произведениях, можно рассматривать и как положительное воздействие: «Битлз» стали основателями психоделического рока в английской музыке. Но нельзя не признать, что «музыка высших сфер» всё реже посещала Леннона. Джулиан, находясь в гостях у отца, рассказал об образе жизни, который тот вёл в последние годы. Большую часть суток Джон лежал в постели с гитарой, телефоном и чашкой кофе перед включённым телевизором. Пытался подбирать мелодии и, смотря новости, громко кричал в телеэкран: «Полная херня!» Очевидно, что сочинять музыку ему уже стало неинтересно…

Или невозможно…
content=middle> -->